23:16 

Функциональные описания

Оливетти
Ни дня без строчки!
Помимо замечательной статьи про персонажей, у Макса Далина есть интересные рассуждения об описании природы. Вообще, сколько должно быть описаний в тексте, и какие они должны быть - момент довольно спорный. Кто-то из читателей все, что не диалоги и не действия, пролистывает, кто-то любит более растянутое повествование. Далин резко возражает против описаний для объема и на примерах показывает отличие пустых описаний от уместных. Его мнение не нужно воспринимать как аксиому, но оно определенно наводит на размышления.
Статья приведена в сокращенном варианте.

Мороз крепчал, или Ненавижу про природу!

...Какие слова у дождя? Никаких...
Ю. Визбор
Как-то Чехову дали почитать книгу, начинающуюся словами "Мороз крепчал". Только эти два слова он и прочёл - донеся их впоследствии до потомков как пример образцового описательного дурновкусия. В конце девятнадцатого века высмеяли дешёвые приёмы создания фанерных декораций посредством штампованных выражений типа "мороз крепчал" или "сумерки загустевали"; в середине двадцатого Носов предложил свой насмешливый "типовой набор" картонных пейзажей по временам года, пасторальных и урбанистических, всё с тем же крепчающим морозом, солнцем, сияющем на безоблачном небе и прочими набившими оскомину приёмами. Все снова посмеялись. Казалось бы - всё сказано раз и навсегда. Нельзя так делать, плохо, дёшево, грубо. Но нет, до сих пор, в начале двадцать первого века, иные писатели снова и снова устраивают в литературных беседах и собственных книгах конвульсии здравого смысла, превращая описания в муку для читателей, в неперевариваемый ужас, в китч, кошмар, копилку курьёзов и шаблонов - делая вид, что в упор не понимают, зачем вообще нужны эти описания в тексте... или, не дай, Господи, действительно, не понимая.
читать дальше

@темы: Описания, Статьи

URL
Комментарии
2013-04-22 в 00:15 

takishiro
Дилер бабочек
Описания могут не быть сюжетообразующими, но как без описаний, хотя бы коротких, передать атмосферу мира?

2013-04-22 в 06:15 

Поднебесный волк
Китайская мудрость гласит: если вам нечего сказать, расскажите китайскую мудрость.
takishiro, мне кажется, вся статья как раз о том, что если описание не несет в себе дух мира, не несет в себе какое-то открытие для читателя - то тогда оно мертво и надо его из текста безжалостно ампутировать. Но если описание способствует погружению, раскрытию и донесению чего-то на уровне ощущений и картинки, то оно правильное и нужное. Может, Вам стоит перечитать статью? Мне она очень толковой показалась, хоть и эмоциональной:)

2013-04-22 в 10:32 

Нуремхет
дикий котанчик
Поднебесный волк, вот-вот. Те описания, которые нельзя присобачить ни к какому другому произведению, кроме данного, работают на сюжет и атмосферу. Остальные - вода.

Мне статья тоже понравилась. Не то чтобы узнала нечто новое, скорее, прояснила старое. Но все равно спасибо, полезно. =)

     

Путь писателя

главная