На этих выходных сбылась моя мечта: я попала на Роскон. Так что в ближайшее время ждите видеолекции и цитаты наших фантастов. А пока остановлюсь на вопросе, который затрагивали буквально все - структура. На тему структуры произведения написано множество трудов, осилишь не враз. Но есть на просторах интернета курсовая Пономарёвой Анастасии «Теория рассказа», эдакий краткий мастер-класс. Его и предлагаю вашему вниманию.
План и Сцены
“It should go without saying, that to be successful a story must have a substantial agreement between character and action. These are matters of techniques”.
Rust Hills
Сейчас не редко встречаешь людей, для которых сама мысль о каком-либо плане в творческом процессе уже вызывает отвращение. Зачем, мол, сковывать полёт фантазии условностями?! Так вот, многие писатели замечали, что план как раз и нужен для того, чтобы «расковать» фантазию и направить её в нужное русло. При этом будет достаточен план-записка или ещё лучше план-картинка.
Литературоведение непременно видит в рассказе начало, середину и концовку, каждое из которых играет определённую роль, подчиняется неким закономерностям. Но поскольку, по словам Д. Таганова, в короткой прозе интерес читателя в основном сосредоточен на цепочке сознательных решений и поступков Героя, то обобщить теорию можно следующим:
- В начале, то есть в первых сценах знакомства Герой встречается с некой проблемой, которая понятна и узнаваема читателем. Читатель следит за первыми шагами Героя.
- В середине сосредоточены сцены, в которых возникают или действуют какие-то новые силы или условия, которые в свою очередь меняют отношение Героя к проблеме, осложняя всю ситуацию в повествовании.
- Концовка (развязка) описывает результаты окончательных решений и действий Героя по преодолению всех проблем. Чаще всего это связано с глубокими изменениями и в характере и во взглядах Героя.
читать дальшеНо встаёт следующий вопрос: что делать и как написать план, если нет ещё ни сцен, ни ситуаций, ни сюжета, а только герой и его проблема? Здесь многие авторы советуют прочертить пунктирно весь путь героя. Приступить к этому можно графически: рисовать линию – временную ось рассказа, и, как флажки на дистанции, обозначить на ней в соответствующих местах задуманные осложняющие обстоятельства, которые суждено пережить герою. Необходимое требование к этим обстоятельствам – правдоподобность, естественность и ясность.
Необходимо помнить, что неоднозначность, сложность и напряжённость положения героя с каждой сценой должна усиливаться. Только в конце повествования эта напряжённость должна достигнуть наивысшей отметки, затем происходит како-то качественный скачок, как разрешение, и рассказ, не мешкая, должен заканчиваться.
В воображении может возникнуть несколько вариантов сцен, и их лучше сразу кратко изложить рядом с нарисованной осью рассказа.
Но дадим некоторые характеристики сценам.
В современном западном литературоведении рассказ видится как цепочка сцен с короткими пояснениями-связками. Каждая сцена является новым испытанием героя. Именно поэтому планирование сцен – очень важный подготовительный этап. Приведём некоторые важные условия написания сцен.
1. Сцена не должна висеть в воздухе. Читателю необходимо пусть не напрямую, но сообщить, где и когда происходит это действие. Сцена заканчивается, когда происходит перемена во времени, месте и составе действующих лиц.
2. Сцена должна высвечивать важные перемены в проблемной ситуации. В противном случае она – лишняя.
3. В сцене, как правило, участвуют не менее двух сторон. Даже если происходит всего лишь диалог одного действующего лица со своими мыслями, всё равно необходимо предусмотреть и второе, условное «действующее лицо», того, к кому эти мысли обращены.
4. Сцены не должны быть повторением одна другой. Даже внешне схожие сцены должны иметь существенные внутренние различия, для того, чтобы не затормозить развитие сюжета и не угасить интерес читателя. Необходимо разнообразить цепочку сцен с обязательным наращиванием общей напряжённости.
5. Сцена должна иметь эмоциональную окраску – настроение. Настроение сцены – это настроение героев, которое может повышаться и понижаться по ходу действий.
6. Сцена должна подводить героя и читателя к последующей. Даже если рассказ поделён на главы и имеет значительные временные или пространственные скачки, последующий материал и предыдущий должны быть непременно связаны между собой.
7. Связки между сценами, особенно эмоционально яркими полезно делать весьма бесстрастными и сухими.
Итак, постепенно набросок с «трассой» героя обретает вид своеобразной конструкции. Это и есть конструкция рассказа. Что же отличает хорошую конструкцию рассказа? Прежде всего, у нее нет привкуса надуманности и, если так можно выразиться, высосанности из пальца. Затем, необходимо добиться того, чтобы все ситуации были узнаваемы и понятны любому читателю. И следующий этап – это через удачную конструкцию подвести читателя к той самой Правде, которая была вложена в рассказ, причём самым незаметным и ненавязчивым способом. Очень важно добиться того, чтобы Правда не выглядела, как нравоучение, притянутое за уши, иначе она сиюминутно оттолкнёт читателя.
Отмечу, что умение подать свою Правду отличает ученика от Мастера. В лучших творениях всех Великих писателей, в том числе и такого рассказчика-реалиста, как А. Чехов, невозможно было выделить и назвать одну основополагающую Главную Мысль, настолько завуалировано она была преподнесена.
Итогом планирования сюжета, по словам литературоведа Д. Таганова, должна стать «продуманная и, главное, прочувствованная и живо представленная последовательность сцен, связей, вторгающихся извне обстоятельств, в исходе которых скрытая изнанка событий как бы выворачивается наружу, открывая и герою, и читателю своё истинное судьбоносное значение». Конечно, это не значит, что впоследствии невозможно будет ничего в этом плане изменить, наоборот, как известно, «жизнь – экономична», и особенно это касается её художественного отображения.
«Безжалостно обрубайте всё лишнее» - вот, что советуют все знаменитые мастера.
Источник.