1) Поделиться творчеством;
2) Получить одобрение;
3) Получить оценку и направление для роста.
Первую цель можно достичь на СИ, Проза.ру, Мастерской Писателя и множестве других ресурсов. На @diary этому посвящен целый раздел в каталоге. Разместив там текст, вы можете получить и одобрение, и критику, но это сильно зависит от везения. Часто случается, что рассказы месяцами пылятся без единого комментария. Тут играет роль уровень текста и его величество случай - наткнется или нет на рассказ нужный, свой читатель.
Уже при создании планировалось, что в сообществе "Путь писателя" можно будет публиковать свои тексты и получать на них критику, содержащую оценку и задающую направление для роста. Посмотрите сообщества в каталоге "Наше творчество", в большинстве из них одна и та же проблема: желающих получить отзывы - море, а вот критиков совсем нет. Если текст хорош, его могут массово похвалить, если же нет... Видя откровенно слабый текст, читатели предпочтут пройти мимо, а не ткнуть автора носом в ошибку. Зачем обижать хорошего человека, верно? Другая часть читателей не умеет (или просто считают, что не умеет) критиковать. Ведь написать развернутый отзыв не так-то просто. Воспринять, впрочем, тоже.
А между тем, все массово говорят о том, что критика полезна, она помогает расти и развиваться. Действительно, многие ошибки хорошо заметны со стороны, но когда ты автор, когда ты ослеплен вдохновением и любовью к героям, когда от внесенных изменений уже кругом голова, а все равно что-то неуловимое не устраивает - так хочется чужого мнения и замечаний! А где ж их взять?
Друг у друга. Знаете, какая еще интересная особенность есть у конструктивной критики? Научившись замечать ошибки в чужих текстах, постепенно начинаешь замечать и у себя. Иначе говоря, критика помогает искать свои ошибки. Улучшить уровень собственных текстов.
С формулой конструктивной критики вы могли ознакомиться в воскресной статье. А теперь давайте попробуем ее применить. Поискать, за что хвалить, потенциал и всевозможные ошибки. Автор текста не прибежит его защищать, отбиваться от замечаний и публично оскорбляться. Так что можете не бояться никого обидеть.
Двенадцатое задание:
Напишите отзыв по формуле «похвала+потенциал+замечания» на приведенный ниже отрывок текста.
Текст для критики
Проснувшись, Тоха еще минут пятнадцать соображал, где он сейчас находится. В произошедшее верилось с трудом. Вот чтобы он, такой весь из себя домашний мальчик, да вот так запросто сел в первый попавшийся поезд, идущий на юг к морю, - нееееет, это в него злой дух вселился. Не иначе! Однако реальность от подобного самовнушения меняться не собиралась. Тоха по прежнему лежал на верхней полке второго купе и его слишком длинные для стандартного места ноги перегораживали почти весь проход, мешая проснувшимся людям пройти к самовару или в туалет. В очередной раз услышав чьи-то чертыхания после столкновения со своими задними конечностями, он сиротливо поджал их и грустно улыбнулся самому себе. Тоха честно думал, что не сумеет в поезде заснуть даже на минуту, но уставший и измотанный организм вырубился вчера только так, а теперь настойчиво требовал жрать. Вот она суровая правда жизни — любовь там несчастная, али не любовь, а от собственного желудка не убежать. Тягостно повздыхав и некоторое время еще полежав на полке, Тоха наконец нашел в себе силы, чтобы спуститься и выдвинуться для начала в сторону тамбура, а уже затем за бомж-пакетами к проводнице. Вчерашняя компашка из седьмого купе еще дрыхла. Проходя мимо сладко похрапывающей братии, Тоха позволил себе усмехнуться и с удовольствием пнул ногой чужой ботинок, явно принадлежавший кому-то из них. У него самого отец много пил, от чего впоследствии и скончался. Сердце не выдержало. Поэтому Тоха с детства ненавидел дешевый алкоголь и пьяниц. Попав в тамбур и подергав ручку двери, чтобы убедиться, что там по закону бутерброда всегда падающего маслом вниз, как раз именно сейчас оказалось занято, парень прислонился к спиной к стене и мазнул рассеянным взглядом вокруг. Ничего примечательного. Только в двери напротив вроде бы как на секунду промелькнула женская рука с ярко-красным маникюром, и раздался приглушенный стуком колес вскрик. Или это ему только показалось? Мгновенно посерьезнев, Тоха весь внутренне подобрался и хмуро потянул на себя дверь, проходя во второй тамбур. Предводитель вчерашних балагуров собственной персоной, в спортивных штанах и разношенной белой майке, прижимал к стене испуганную проводницу, которой хорошо если исполнилось двадцать пять, закрывая ей волосатой рукой рот. Зрачки девушки были расширенными от ужаса, а ладони протестующе упирались мужчине в грудь, в бессмысленной попытке его оттолкнуть. - Здэс нэ курат, - зло и явно воинственно произнес незнакомый мужик, еще крепче прижимая проводницу к стене. - Так что эсли собираэшьса добратьса до Анапы цэлэньким, голова-руки на мэстэ, то уходи отсюда и смотри у мэна там, помалкивай.А нэ то зарэжу! - Хмм... ну попробуй, - ответил Тоха и подался вперед, и тут же едва не схлопотал удар ножом. Противник целился ему в шею, но парень вовремя успел отпрянуть назад. Чувствовалось, что этот Ахмэд, или как там его звали на самом деле, толк в потасовках знал. Не зря зло поблескивали черные глаза, предвкушая, как превратят юнца, решившего построить из себя рыцаря перед прекрасной дамой, в отбивную котлету. Только Тохе этого и было надо. Но нет, не сдохнуть за первым же поворотом в память о своей потерянной любви, а получить выброс адреналина в кровь, чтобы в завядшей душе вновь пробудились инстинкты. Еще раз получив по башке и пару раз по ребрам, парень собрался и один раз двинул в ответ так, как его учил Димка, чтобы с большим размахом снизу вверх и сразу в поддых, срывая противнику самое главное в таких потасовках — дыхание. Дальше все было почти несерьезно — вывернуть мужику запясте, чтобы ослабшие пальцы отпустили рукоятку ножа, и до боли заломить руку за спину. Все! Доморощенный Ахмед заскулил словно щенок, то угрожая ему, то наоборот прося милосердия. - Я сейчас милицию позову, - сдавленно прошептала проводница, выбегая из тамбура, и вскоре действительно пришли два парня в милицейской форме и начальник поезда, который очень долго благодарил Тоху и жал ему руку. А он сам... трудно было сказать, о чем думал. Наверное, о том, сколько времени Димка потратил, чтобы поставить ему удар, сколько у них из-за этого было ссор и о том, что все равно ничего не изменилось. При первой попавшейся ситуации Тоха вместо того, чтобы кого-нибудь позвать, сам полез в драку, и вот теперь на его левой щеке от виска до подбородка алеет след, оставленный ножом. Хорошо хоть Димка не видит... он бы только добавил. За непроходимую дурость. На ближайшей остановке его попросили сойти на перрон, чтобы у начальника станции составить протокол происшествия. Так что в награду за свой хваленый героизм Тоха с полчаса просидел в ментовке, отвечая на чужие вопросы, иногда настолько тупые, что хотелось рвать на себе шерсть от бешенства. Радовало одно, сегодня он там находился не в качестве соучастника. Спасенная проводница на все лады выставляла его героем, за что вот конкретно сейчас он не был ей благодарен, потому что начальник отделения в рыцарей и их хваленую честь в силу слецифики своей профессии не верил и все пытался допытаться у Тохи, какого хрена тот там забыл. За что едва не оказался послан, как у нас говорится, далеко и надолго. Громкоговоритель вещал даже в крохотной каморке милицейского отделения. Женский голос бодрым тоном сообщил, что поезд «Анапа-Москва» отходит со второго перрона. Тоха тяжело вздохнул, облокачиваясь на колени, и взъерошил волосы на затылке. Выходило, что в этой дыре он застрянет надолго. По крайней мере начальник отделения отпускать его пока не собирался. |
Комментарии к этому заданию прятать под кат не нужно.