воскресенье, 17 марта 2013
В каждой истории есть конфликт, и частенько это борьба хороших парней с плохими. Есть герой, а есть злодей - рецепт известен с детства. И сегодня я хочу заострить ваше внимание именно на
злодее.
Бывают произведения изначально «светлые», «тёмные» или «серые». И у каждого из них есть свой злодей. В «светлой» героической сказке, безусловно, должно будет фигурировать очень злое по умолчанию Древнее Зло, которое непременно победят. В «серой» истории, где нет чёткого деления на добряков и плохишей, злодей будет неоднозначен, и может даже вызывать уважение и сочувствие. В случае с «тёмной» историей, где зло уже победило и продолжает побеждать, злодей снова будет безумно злым, но не безликим Чёрным Властелином, а вполне себе реалистичным, пусть и несколько демонизированным человеком, растворившимся в собственных пороках.
читать дальшеДревнее зло популярно в фэнтази. Темный Властелин, стремящийся разрушить мир или завоевать его армией орков-демонов-гоблинов. Но возводя зло в абсолют, не забудьте дать объяснение, почему это зло так всех не любит. И как оно стало абсолютным - тоже. Самый яркий пример этого типа злодея - Саурон из "Властелина Колец".
Образ истинного Серого Лорда требует гораздо большего знания психологии и объяснения мотивов, нежели образ давящего Древнего Зла. Хотя бы потому, что Серый Лорд (как правило) – такой же человек, как и главные герои, и достиг всего лишь благодаря своей тёмной харизме и внутреннему стержню. Не демонический принц и не диснеевский злыдень, пугающий главного героя разве что своими зловещими бугагашеньками, а самый обычный человек, цели и мотивы которого можно понять точно так же, как цели и мотивы героя. Такой тип злодеев никогда и ни за что не станет делать что-то просто так, без глубокой мотивации. Идеальные примеры Серых Лордов – Логан из Fable III (стал королём-тираном, но ради того, чтобы спасти от гибели королевство), Сгэйль из серии книг «Дампир» (сначала пытался убить одного из главных героев, после встал на его сторону), Логэйн из Dragon Age (бросил без помощи армию короля, поскольку считал того неспособным править страной и собирался собственнолично возглавить армию).
И, наконец, третий тип злодеев, условно назовем его Мерзкий Господин: вполне себе человек, однако настолько погрязший в своих пороках, что уже давно забил на все свои разумные, добрые и вечные качества. Образ лишённого красоты, уставшего от жизни нехорошего дяди, который находит для себя утешение в разного рода низменных удовольствиях. Типичные представители описаны в книгах Глушановского "Вампирская баллада" и Злотникова "Пощады не будет".
Наибольшей популярностью сейчас пользуется неоднозначное зло, Серые Лорды, причем не только в фэнтази. В том же любовном романе сосредоточением зла для героини станет скорее беспринципная соперница, желающая увести мужа, чем Кощей Бессмертный. То есть Серый Лорд может быть злодеем лишь с позиции героя, глазами которого мы на него смотрим. Если герой, наркоман, киллер и так далее, считает злодеем инспектора полиции, то рано или поздно читатель подсознательно начнёт понимать скорее героя, нежели его противников. Ведь мы видим внутренний мир именно этого героя, а полицейский нам демонстрируется как некое средоточие зла, демон со дна Преисподней, собирающийся посадить за решётку невиновного главного героя. И мы подсознательно ненавидим полицейского вместе с главным героем, хотя, по-хорошему, прав как раз его враг.
Но чаще это именно злодей, который стал таким в результате:
Психологической травмы. То или иное психическое отклонение, обоснованное прошлым героя, может послужить толчком к развитию у него неприятных черт, которые и сделают из него злодея. Вспомним компьютерную игру «Dragon Age» и одного из злодеев — Логэйна. Если бы не его навязчивая паранойя, корни которой растут из давней войны против соседнего королевства, он бы никогда не решился на предательство.
Стремления к саморазрушению. Применяется тогда, когда герой так или иначе хочет погибнуть, но по каким-то причинам не может умереть сам. Эти персонажи, как правило, когда-то совершили некую ошибку, и теперь считают, что уже сорвались во тьму, и поворачивать назад поздно. Но подсознательно они уже понимают, что ошибались. Гордость не даёт им просто отвернуться от своей цели и сдаться, но при этом они уже хотят отойти в сторону или умереть, не видя другого решения. Написать о таком герое достаточно трудно, так как стоит понимать, что имеется в виду не просто ангстующий мальчик-эмо, а взрослый человек, сознательно жаждущий понести наказание. Это один из разновидностей предыдущего варианта — психическое отклонение, свойственное, к слову, некоторым маньякам.
Уверенности в своей правоте, гордыни. Этот герой так же стремится к своей цели, вот только умирать он совсем не хочет. Напротив. Он не видит на своём пути никого и ничего, просто не осознаёт того, что причиняет вред, и стремится получить желаемое. Известный пример - Ягами Лайт из аниме "Тетрадь смерти". С одной стороны - он, безусловно, преступник, но ведь совершает преступления он не потому, что желает причинить вред другим. Его цель благородна - очистить мир от преступности. Поэтому его поведение и его цели можно понять, но вряд ли можно оправдать - убийство всегда остаётся убийством, какого плохого человека он бы ни лишил жизни.
(с) Софья.Подробнее с типажами злодеев и их судьбами можно ознакомиться
здесь и
здесь. Так же про злодеев есть замечательный список
«100 вещей, которые я сделаю, когда стану злым властелином»В комментариях же предлагаю рассказать и обсудить, истории с какими злодеями вы предпочитаете читать. А про каких - писать?
@темы:
Статьи,
Персонажи
Мне всегда интересно пронаблюдать за становлением злодея. Какое у него окружение, какие мысли и поступки им движут. Ведь если узнать чуть больше о жизни, становятся понятны действия героя.
Несколько ярких примеров:
Локи из фильмов «Тор» и «Мстители». Он становится злодеем, потому что узнает правду о своем происхождение. Здесь конечно главную роль сыграла обида и зависть.
Магнето из «Люде Икс». Неординарный злодей. То он противостоит людям икс, то помогает им. А главное у него есть история, очень яркая. И если узнать эту историю, то и его поступки становятся более понятны.
Драко из «Гарри Поттера». Причем именно киношный вариант. Здесь окружение и социальное положение. Хотя Драко нельзя назвать прям злючным злюкой, он просто ведет себя так как его научили.
Ягами Лайт из «Тетради смерти». Здесь все неоднозначно. Вроде он преступников убивает, и это даже чем-то не плохо, но он забывает о том, что сам становится таким же преступником.
Как мы видим, грань между злым персонажем и добрым бывает очень тонкой. И как хороший персонаж может стать плохим, так и наоборот.
И подход - давайте создадим персонажа-личность на базе оценки - очень неудачен. Личность на то и личность, что её разные люди будут оценивать по-разному. Даже одни люди в разных обстоятельствах могут произвольно посчитать личность "плохой" или "хорошей".
Постфактум анализировать антагонистов в книжках и выделять интересные черты можно сколько угодно, но на стадии конструирования образа либо ты делаешь личность (и тогда забудь об оценках), либо ты делаешь "Опереточного Злодея" - и тогда забудь о личности.
Тяжёлое детство никак не превратит "Опереточного Злодея" в личность. В самом лучшем случае получится просто дополнительная личность - злодей в юности.
То есть, хотим создать интересного персонажа - на этапе создания не навешиваем на него оценок.
Хотим непременно сделать персонажа отрицательным - засовываем его в соответствующие условия.
Если персонаж получился личностью - обязательно найдётся кто-то, кто без всякой переделки персонажа (!) проникнется к нему симпатией (не путать с жалостью).
Вообще же, по-моему, оценки зло-добро и в литературе, и в жизни очень нелепы. Ни к чему полезному они не приводят, зато мешают разглядеть/создать живого человека.
Нет, противники главгерою нужны, без этого сложно, но и в книгах, которые я читаю, и в книгах, которые пишу, мне нравятся персонажи, которых я могу понять, чью точку зрения на мир могу примерить на себя и принять. Пусть с оговорками, но что-то вроде "такое допустимо".
Задание написать миниатюру о злодее сначала захватило, потом выбило. Наверное, потому что я своих антагонистов не записываю в злодеи. Да, они могут делать грязные и неприглядные вещи. А могут и наоборот. И поступки их, как и поступки многих живых людей, меняют окрас и смысл со временем. Когда уже не разобрать, благодеяние это было или преступление...
Не уверена, что такая неоднозначность мне в плюс, но иначе - сложно. И... действительно слишком шаблонно как-то.
Хотя театр теней тоже бывает гениален